В рамках спецпроекта Masters of Future совместно с IE Business School T&P поговорили с Балвиндером Поваром, директором компании, которая строит суборбитальную платформу для космического туризма, о компетенциях и задачах инновационного менеджера, команде будущего и переменах как главном ориентире в работе.

Балвиндер Повар

партнер и член правления BOOSTER Space Industries и AERDRON, ассоциированный профессор IE Business School

— Как устроена BOOSTER Space Industries и над чем вы сейчас работаете?

— BOOSTER — это консорциум, состоящий из крупных, преимущественно европейских, инновационных аэрокосмических корпораций. Мы работаем над созданием суборбитальной платформы, цель которой — дать людям возможность бывать на первом уровне космического пространства, который находится в ста километрах от Земли, а также проводить там различного рода эксперименты. То есть в целом мы хотим сделать работу в космосе эффективной, а полет — доступным. Мы считаем, что если пересмотреть финансовую сторону вопроса и дать в этом смысле людям больше возможностей, то тема космоса вернется в публичное пространство. Это, в свою очередь, поможет снять барьеры, препятствующие инновациям, и поспособствует появлению новых идей для бизнеса. Такими барьерами можно назвать нехватку ресурсов или отсутствие видения перспектив и мотивации. Мы же должны создавать условия, в которых инновации смогут расцветать.

Средний уровень дохода менеджера по иннова...

Средний уровень дохода менеджера по инновациям в российских компаниях — 160 тысяч рублей. В связи с разнообразием задач около 88% специалистов проходят дополнительное обучение. Источник данных.

В AERDRON мы занимаемся разработкой способов применения дронов (UAVs) в различных промышленных целях. Сейчас происходит стремительное развитие рынков с не такой высокой степенью регулирования, поэтому для них очень актуально использование дронов. Наша цель — генерировать рабочие решения, которые, в свою очередь, создадут новые возможности и улучшат качество нашей жизни. Поскольку мы, люди, постепенно оказываемся все больше связанными друг с другом, а инновации становятся все более демократичными, теперь даже маленькие команды могут внести довольно весомый вклад в состояние общества. Особенно благодаря тому, что им свойственно быть гибкими и мыслить открыто.

— В чем, на ваш взгляд, состоит основа этой профессии — менеджер по инновациям? Какова его главная задача?

— Менеджер по инновациям курирует созданные им инновационные решения и активно внедряет новаторский подход к задачам организации, в которой он работает. Его роль — способствовать появлению чего-то нового, а глобальная цель — создать некую культуру инноваций. Такая культура — это конкурентное преимущество организации, причем создавать ее лучше в самом сердце компании, а не только заимствуя что-то извне. Такая должностная обязанность очень стимулирует, но в то же время испытывает человека на прочность. Вот почему руководство компаний должно оказывать всю необходимую поддержку сотрудникам, которые занимаются в их организациях инновациями. Роль инноватора часто трактуется и оценивается неверно, но такой специалист может быть действительно полезным для компании, ее работников и партнеров.

— Если говорить о компетенциях, личных и профессиональных, какой это человек? Что отличает ваших коллег-инноваторов от других людей?

— Ключевые навыки инновационного менеджера — это, во-первых, soft skills. Во-вторых, это способность мыслить практично и прагматично, ведь создаваемые перемены должны быть реальными и иметь позитивный исход. Этот человек по определению не боится перемен и является их проводником. Он одновременно должен быть и мыслителем, и делателем (мейкером). Конечно, очень важно, чтобы этому человеку можно было доверять.

«Наша задача — сделать космос частной индустрией, которая будет приносить ROI и разнообразит нашу жизнь космическими путешествиями»

Мы способны меняться, а значит, мы глубже понимаем природу перемен, что, в свою очередь, говорит о том, что мы можем эти перемены реализовывать и решать возникающие по ходу проблемы. Инновации, внедренные профессионально, имеют видимый и положительный результат, и если человек начинает с себя, то он более восприимчив и лучше доносит смысл своих идей и концепций. Как говорил Ганди, «если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением». Инноваторам нужно брать ответственность на себя, быть смелыми, преодолевать страхи и действовать. Мы, инновационные менеджеры, создаем условия, в которых наши коллеги и компании в целом реализуют свой потенциал.

— Ваша профессия — социально ответственная, не так ли? Каково это — заниматься космическим туризмом, то есть тем, о чем человечество мечтает давно и что будет доступно далеко не всем? Как вы отвечаете себе на вопрос «зачем я это делаю?»

— Профессия может быть социально ответственной, если вы сами этого хотите и если вы опираетесь на свои ценности. Работа в космической индустрии — это большая честь и удовольствие. Я окружен прекрасными талантливыми людьми, которые мечтают о многом и рвутся эти мечты осуществить. Наша задача — сделать космос частной индустрией, которая будет приносить ROI и разнообразит нашу жизнь космическими путешествиями.

http://aerdron.com/

http://aerdron.com/

Я всегда был любознательным, всегда пытался узнавать и исследовать себя и мир вокруг. Мне каждый день нужно ставить себе разнообразные и интересные задачи. Мой обычный ответ на вопросы, которые встречаются по жизни, — «почему бы и нет?». Поэтому моя биография полна удивительных случаев и сюрпризов — как взлетов, так и падений. Я получаю удовольствие от возможности что-то изменить и позитивно повлиять на жизнь людей.

— Какую роль в инновациях играет сотрудничество? Что такое команда будущего?

— Понимание того, как строить коммуникацию, зависит от конкретных нужд и задач, но общение — это всегда шанс на синергию и партнерство: вместе мы сильнее, чем по отдельности. То, как мы общаемся, мотивируем, влияем, убеждаем друг друга, — это очень важно. Мы должны задумываться об этих несложных вещах, которые иногда требуют другого отношения к себе.

По статистике, инновационные менеджеры в&n...

По статистике, инновационные менеджеры в российских компаниях зачастую имеют техническое образование, в то время как установленный для них KPI включает рыночные и экономические показатели. По мнению 53% опрошенных, главная трудность — дефицит компетенций для разработки и внедрения инноваций, который тормозит успешное развитие новых технологий в компаниях.

Командой будущего я вижу группу профессионалов, которые обладают разными талантами, но специализируются в конкретных областях. Они работают на общее дело, но по своему выбору могут применять свои навыки и опыт в других интересных проектах.

— Верно ли, что такие специалисты становятся более востребованными?

— Лично меня очень интересует то, что инновации — всеохватывающие, то, как они могут принимать самые разные формы, например — партнерство между государством и частным сектором. Даже универсалам, людям обширных знаний, которые уже знают, как формировать команды, инновации бросают вызовы в виде новых методик и стремления к более весомым результатам. Инновации могут касаться даже элементарных вещей. Подумайте о конфете, которая стала леденцом на палочке. «Чупа-Чупс» — истинно прорывное изобретение испанцев.

Инновации создают процветание. Мы все потенциальные инноваторы, и все больше и больше это касается не только предпринимателей, а тех, кого можно назвать интрапренерами (intrapreneur) — наемных сотрудников, которые выполняют эту роль внутри компаний, то есть подходят к решению задач с предпринимательской точки зрения. В этом смысле в скором времени инноваторов будет гораздо больше.

По данным экспертов, если раньше в ро...

По данным экспертов, если раньше в российских корпорациях массово появлялись исследовательские подразделения, то теперь все чаще создаются блоки по управлению инновациями с более широким набором задач. Больше половины российских корпораций имеют инновационные подразделения, но далеко не во всех процесс управления проектами выстроен корректно.

— Как, по-вашему, профессия будет меняться с годами? На что уже сейчас нужно обратить внимание молодым специалистам или тем, кто только выбирает эту сферу деятельности?

— Как я уже говорил, менеджер по инновациям должен быть олицетворением и проводником перемен. Это требует непрекращающегося поиска и исследований, постоянного решения проблем. Так что лучше быть специалистом, который может направлять свои знания и чутье в новое русло, в другие индустрии и вообще мыслить разнообразно. Поскольку задача инноватора — привносить выгодные перемены, он также должен разбираться в стратегиях развития бизнеса, быть бизнес-девелопером. И конечно, он должен быть лидером, способным влиять и убеждать, управляя несколькими разными задачами одновременно.

Из конкретных знаний ему очень пригодился бы MBA, из личных качеств — стойкость, решительность и способность мыслить позитивно. Инновацией может быть не только технология, но и процесс, культура или возможность: все зависит от цели и проекта, в который мы хотим ее внедрить. Инноватору хорошо бы привыкнуть к состоянию неопределенности и научиться быть несогласным. Идеи нужно генерировать сразу вместе со способом их донесения (ведь их нужно переводить на язык, доступный для понимания тех, кому они могут быть полезны) и конкретными решениями, которые окажут видимый положительный эффект на производительность компании.

Иконка: Aha-Soft from the Noun Project

Рекомендованная учебная программа: IMBA

Просто получить MBA уже мало, нужно подстраивать программу под себя, свои цели и сильные и слабые стороны. IMBA состоит из трех ступеней: core MBA, бизнес-лаборатории и самостоятельно выбранных студентом активностей (курсов, стажировок, учебы по обмену в другой стране и т.п.). IE International MBA работает как теплица: студента окружают условиями для быстрого развития его способностей. 40% учебной программы каждого учащегося составляется с учетом его персональных и профессиональных целей. Большое внимание преподаватели, эксперты в своих областях, уделяют формированию предпринимательского подхода к задачам и генерации нестандартных решений.