Существует стереотип, что с большими данными работают исключительно IT-департаменты, программисты и математики. На деле эта молодая индустрия включает в себя довольно много профессий: от инженера до специалиста по data storytelling. В рамках спецпроекта Masters of Future совместно с IE Business School T&P поговорили с Джозепом Курто, аналитиком, бизнес-консультантом и предпринимателем, о мультифункциональности, возможности влиять на глобальные процессы и больших данных в сельском хозяйстве.

Джозеп Курто

управляющий независимой консалтинговой компанией Delfos Research, ассоциированный профессор IE School of Social, Behavioral & Data Sciences

— Специалист по Big Data — кто это?

— Есть мнение, что специалист по Big Data — это суперпрофессионал, сверхчеловек с огромным количеством разных навыков. В какой-то степени это правда, ведь, помимо всего прочего, он должен неплохо разбираться в бизнесе. Безусловно, одному человеку сложно знать вообще все, так что мы чаще всего работаем в командах — это гораздо продуктивнее. Например, одна моя коллега — специалист только по визуализации данных и data storytelling. Она создает потрясающую инфографику, с помощью которой может рассказать любую историю в цифрах. Главное — иметь 360-градусный угол зрения, который появляется с опытом. Мне самому потребовалось на это почти 15 лет.

— Какой бэкграунд лучше иметь, если вы хотите работать с большими данными?

— В Big Data существует очень много разных ролей: например, вы можете быть Big Data Engineer (то есть инженером) или аналитиком, и это совсем разные функции. Базовые вещи — это знание математики, статистики и информатики.

— Опишите основные этапы работы специалиста по Big Data?

— Мы работаем с самыми разными направлениями: финансы, ретейл, правовые отрасли. Одна из важнейших ролей — это стратег: на первом этапе большинство компаний просто не знают, как начать работать с большими данными. Более того, иногда очень сложно понять, какая именно проблема в компании связана с этими данными и как ее решить.

Для начала самое главное — определить проблему, с которой столкнулась компания. Мы проводим воркшопы, на которых рассказываем о возможностях Big Data. В процессе работы мы должны трансформировать работу в компании, но наша первоочередная задача — решить проблему. Мы беседуем с клиентом, задаем множество вопросов о всех сферах деятельности. В процессе этих бесед появляются огромные списки пунктов и задач, которые мы будем учитывать и над которыми будем работать. Основная цель, которую мы преследуем, работая с Big Data, — возможность лучше понимать потребителя, продукт, сотрудников, поставщиков. Big Data охватывает все сферы деятельности компании.

После сбора информации мы обсуждаем все проблемные моменты и понимаем, связаны ли они с большими данными. Некоторые проблемы могут быть связаны с чем-то другим — например, с недостаточной мотивацией сотрудников. Так что мы должны сократить весь список и оставить в нем только проблемы, которые касаются нашей компетенции. Если вы хотите узнать больше о ваших продажах, это значит, что вы должны иметь возможность вести их учет. Иногда это довольно трудно. К примеру, в магазинах вы должны иметь возможность учитывать каждую покупку. Но это не проблема Big Data. Это значит, что вы должны просто приобрести систему для учета покупок. Иногда в компании должен произойти ряд существенных изменений для того, чтобы специалист по Big Data мог начать работу.

Следующий шаг — составление списка рекомендаций. После этого мы обсуждаем дальнейшую стратегию компании, какой ее хотят видеть управляющие. Внедрение Big Data — это не просто привлечение одного специалиста, это изменение мышления всех сотрудников. Очень важно, чтобы все понимали, что делает тот парень, который называет себя специалистом по Big Data. Очень важно развеять миф о том, что Big Data — это просто какая-то часть IT-департамента. После определения стратегии мы предлагаем пути ее внедрения.

— Какими основными навыками должен обладать специалист по Big Data?

— Главное — это умение работать с большим объемом информации и знание технологий: их уже сотни, и каждый месяц появляются новые. В то же время он должен обладать научным мышлением, быть очень любознательным. Очень важно уметь мыслить в терминах бизнеса. Напомню, что можно быть узким специалистом в чем-либо и быть полезным членом команды, отвечая за свою часть процесса.

— Где чаще всего работают такие специалисты?

— Нас очень часто привлекают в качестве экспертов; очень многие мои коллеги совмещают научную работу с преподавательской деятельностью.

— Какие отрасли больше всего нуждаются в Big Data?

— Я считаю, что абсолютно все. В последнее время к Big Data все чаще прибегают в банковском секторе, государственном управлении, сельском хозяйстве. Привлечение специалиста по Big Data — это возможность посмотреть на имеющиеся данные с разных углов зрения. Иногда со студентами мы рассматриваем очень простые наборы данных — например, таблицы, состоящие всего из трех столбцов (дата, номер покупателя и сумма покупки). Несмотря на то что это может показаться примитивным, я показываю студентам, как много новой информации они могут из этого получить. Даже если у вас не так много данных, вы можете делать прогнозы и выводы.

— Как должно измениться образование для подготовки специалистов по Big Data?

— Главное — это подготовка мультифункциональных специалистов. Важно уделять достаточно внимания математике и информатике, изучать новые технологии, подходы (например, NoSQL). Самое важное — аналитическое мышление. Это первое, чему я учу своих студентов. Специалист по Big Data знает математику, технологии и критически мыслит. Важно помнить — вы никогда не сможете знать все, это невозможно, но вы должны уметь искать и анализировать информацию.

— В какой самой необычной области вам приходилось работать?

— Без сомнения, это сельское хозяйство. В этой отрасли множество самых разнообразных процессов, при этом они совершенно не готовы к новым технологиям. Нужно научиться говорить на их языке и понять, какие задачи стоят перед компаниями. Например, очень часто встречается задача снизить потребление воды, которая используется в сельском хозяйстве каждый день в огромных количествах. Иметь возможность помочь в решении таких задач — это потрясающе. Сельскохозяйственные организации вынуждены быть прагматичными, в этом им помогает Big Data.

— Что бы вы порекомендовали молодым специалистам?

— Специалисты по Big Data — это новый тип профессионалов. Вы должны понимать, что самое потрясающее в этой работе — это возможность очень сильно влиять на глобальные процессы. Это что-то вроде работы детектива. Вы определяете, что произошло, где и почему. Вы можете помочь компаниям понять, почему они теряют деньги и клиентов, как в дальнейшем этого избежать и увеличить прибыль.

Юрий Котиков

консультант по стратегии в Ericsson, выпускник программы Master in Management IE Business School

Не могу не согласиться с коллегой. Действительно, Big Data в организациях начинается прежде всего не с закупки дорогостоящего оборудования, программных решений или анализа массивов данных, а с определения целей, которых можно достигнуть средствами аналитики, а также с правильного подхода к процессам их реализации.

Например, практически все ведущие мировые мобильные операторы создают под Big Data выделенные подразделения, имеющие свободный доступ к данным внутри компании, а также поддержку топ-менеджмента и акционеров. Это является одним из ключевых факторов успеха в Big Data проектах, которые затрагивают множество функций и влекут значительные изменения в процессах компаний.

Методологически важным фактором является так называемый Lean Startup Approach — гибкий подход к решению задач бизнеса с помощью Big Data. Вместо длительного процесса разработки конечной сложной модели или продукта, основанного на больших данных, необходимо двигаться маленькими итерациями и быстрыми победами, получая регулярную обратную связь от ключевых заказчиков решения. Например, компания Telefonica, разрабатывая свое решение Smart Steps с использованием агрегированных данных о местоположении абонентов, изначально ориентировалась на компании розничной торговли. Оператор планировал предоставлять клиентам данные о перемещении людей на определенных улицах города. Благодаря регулярной обратной связи Telefonica смогла принять решение о необходимом стратегическом вираже, изменив фокус продукта на анализ пассажиропотоков для транспортного сектора.

Если говорить про специалистов в области Big Data, то, на наш взгляд, ключевым качеством как для технических, так и для управленческих специалистов является кроссфункциональность. Обладать полным спектром навыков в области анализа данных практически невозможно. Однако технические специалисты должны иметь общее представление о функционировании бизнеса, а менеджеры — понимание базовых принципов аналитики. Поэтому образовательные программы в области больших данных, совмещающие как техническую часть, так и бизнес-аспекты и погружение в определенные индустрии, имеют хорошие шансы подготовить востребованные рынком кадры.

Рекомендованная учебная программа: Master in Business Analytics and Big Data

Магистратура Business Analytics and Big Data — современная программа, направленная на погружение в четыре области знаний, связанных со сферами бизнес-аналитики и больших данных: Big Data Technologies, Data Science, Business Transformation, Professional Skills. Программа состоит из трех триместров, каждый из которых заканчивается практическим проектом, среди которых — Big Data стартап и консалтинговый проект.

Компании ищут динамичных профессионалов с разным бэкграундом — опытом работы в бизнесе, IT, знающих экономику, математику и смежные науки и способных работать с информацией: собирать, анализировать и интерпретировать данные.