Исполнительный директор Притцкеровской премии и декан Школы архитектуры и дизайна IE Марта Торн считает, что даже небольшие и недорогие изменения могут положительно влиять на качество жизни современных горожан и снижать уровень социальной несправедливости. В рамках спецпроекта Masters of Future Торн рассказала T&P о специфике коммуникации чиновников и граждан в условиях доступности технологий, проблемах частной жизни и специалистах, которые нужны современным мегаполисам.

Марта Торн

декан Школы архитектуры и дизайна IE, исполнительный директор Притцкеровской премии с 2005 года

— Как вы сами определяете понятие «умный город»?

— Термин «умный город» обычно применяется по отношению к городам, которые активно используют технологии множеством разнообразных способов, чтобы более эффективно функционировать и соответствовать нуждам своих жителей. Замысел таков: собирая и обрабатывая информацию в реальном времени, можно использовать имеющиеся ресурсы с большей производительностью и таким образом экономить деньги, действовать более рационально и предоставлять обслуживание более высокого уровня. Такой процесс предусматривает интеграцию и координацию городских служб, а также мониторинг их работы, режим которой должен выстраиваться с учетом соответствия спроса на эти услуги их доступности. Помимо идеи производительности, умные города воплощают концепцию добросовестного управления. Это способ сближения правительства города с его жителями, так что, выражая свои пожелания и потребности, последние получают возможность быть услышанными.

Приведу несколько простых примеров. Вместо того чтобы отправлять грузовики по фиксированному расписанию собирать стекло из мусорных баков в жилых районах, на центральный компьютер будет подаваться сигнал сенсора, сообщающий, что бак почти полон и его надо опорожнить. Или, предположим, вы можете проверить на своем смартфоне или компьютере загруженность дорог: если перед вашим выдвижением в путь на маршруте пробки, вы можете выбрать альтернативу. Еще один пример — это умное освещение на трассах. Свет включается тогда и там, где есть машины. Если на определенной части трассы машин нет, фонари выключаются и энергия таким образом экономится.

— Справедливо ли сказать, что умный город и город будущего — это одно и то же? Могли бы вы сказать, что рано или поздно все города станут умными, что это естественный процесс (настолько же естественный, как то, что все люди обзаводятся смартфонами)?

— Конечно, поле для использования технологий будет расширяться в каждом городе, так как все больше людей пользуются смартфонами, подключены к компьютерам, айпэдам и прочим устройствам. Однако, чтобы по-настоящему использовать термин «умный город», ему необходимо соответствующее руководство, координация и повсеместное внедрение систем, способствующих повышению качества жизни в городах. Несомненно, подъем так называемой экономики совместного пользования (sharing-economy) означает, что уже существуют способы делиться информацией и ресурсами, которые не зависят от городских управ и традиционных поставщиков услуг. Но все равно эта система отношений «от индивида к индивиду» не заменит городские службы как таковые, а именно водо- и электроснабжение, общественный транспорт, вывоз и переработку отходов, образование и так далее.

Smart highway

Smart highway

Местные и региональные власти сейчас являются ключевыми проводниками инициатив, направленных на то, чтобы сделать город более экологичным, рационально использующим свои ресурсы и быстро приспосабливающимся к изменениям. Инфраструктура — это дорого, она нуждается в инвестициях и обслуживании на долгосрочный период. Настройка системы (как в городе распределяются приоритеты и происходит коммуникация по нуждам и запросам граждан) — дело не краткосрочное. Это означает, что управленцы должны ориентироваться на более долгосрочную перспективу, нежели сиюминутные идеи для получения голосов. Инвестиции в умный город — это инвестиции в инфраструктуру, технологии, системы мониторинга и координацию. Это способ выразить отношение к экологичности и обозначить роль правительства в процессе управления.

— В каких городах, странах сейчас сконцентрирована работа над этой темой? Какие знаковые идеи или технологии появились за последнее время?

— Многие города по всему миру ищут пути использования технологий для улучшения качества работы городских служб. Конечно, у городов в развитых районах мира, с хорошо работающей инфраструктурой есть преимущество перед развивающимися районами. Однако в менее развитых местах даже небольшие шаги могут вызвать колоссальные изменения. Например, обнаружение утечек в системе водоснабжения и их устранение в крупных и небольших городах поможет сэкономить огромное количество воды. Рациональное водоиспользование помогает не только экономить воду, но и более эффективно использовать ресурсы сервисного обслуживания и ремонта.

Концепция умных технологий предполагает наличие множества сенсоров разных видов: входных точек для приема информации и ее обработки, развитых систем сбора данных, а также специализированного программного обеспечения для аналитики. В дополнение к пассивным сенсорам умные города полагаются также на своих граждан, которые передают информацию напрямую через свои смартфоны или другие технологические устройства. Сейчас развивается такой важный аспект умных городов, как расширение возможностей граждан напрямую и бесперебойно общаться со своими избранными представителями — это как раз относится к сфере добросовестного управления.

— Каковы наиболее актуальные проблемы умных городов? Приватность, дороговизна, консервативные политики, проблема бедных и богатых или тот факт, что сами граждане пока к этому не готовы?

— Рассматривая возможные негативные аспекты умных городов, надо иметь в виду несколько нюансов. Конечно же, проблема приватности к ним относится. Мы даже не осознаем, насколько огромные объемы данных о нас постоянно создаются и сохраняются. Google знаком с нашими поисковыми привычками в интернете, с нашим отношением к покупкам, с нашей персональной информацией и так далее. Камеры по всему городу отслеживают перемещения людей и машин, высматривают угрозы для безопасности, происшествия и прочие аномалии. Участвовать или не участвовать в наиболее персональных аспектах умных городов и сборе информации об индивидах должно быть личным делом каждого. Также должны существовать надежные способы шифрования и последующего уничтожения информации об индивидах, чтобы гарантировать их право на личную жизнь.

Инвестиции в умные города и расходы на их методы функционирования и технологии высоки на начальном этапе, но с течением времени эти расходы превращаются в долгосрочную экономию. Это означает, что политики, избранные всего на несколько лет, вполне могут не быть заинтересованы в инвестициях в долгосрочные стратегии. Поэтому должен существовать консенсус между политиками и их электоратом относительно того, в каком направлении движется развитие города, каковы его приоритеты и во что нужно инвестировать.

Координация — вот еще один важный аспект для внедрения передовых практик в умный город. Чтобы городские службы были эффективны, их необходимо координировать. Зачастую технологии или различные услуги предоставляются разными компаниями. Эти компании должны понимать, что в их интересах и в интересах жителей города работать вместе, а не просто продавать как можно больше товаров или услуг. Городские управленцы должны понимать концепцию умного города и делать так, чтобы скоординированные инвестиции направлялись на достижение наилучшего желаемого результата.

— Какие люди нужны умному городу? Какие специалисты в архитектуре и управлении, какой тип граждан?

— В жизнь в умных городах вовлечено много людей и профессий: от политиков, которых избирают для того, чтобы те их возглавляли, до индивидов-граждан, которых эти политики представляют и которые хотят превратить город в умный, а также многие другие между ними. В этой сфере очень важны городские менеджеры: эти люди часто учатся на урбанистов, архитекторов, экономистов или инженеров. Они должны понимать, как организовать работу городских служб наиболее рационально и справедливо. Компании, которые занимаются разработкой умных технологий, необходимы для развития и распределения новых решений. Сегодня я вижу множество стартапов и предпринимателей, которые разрабатывают приложения, позволяющие сделать города более умными. Кроме этого, те специалисты, которые занимаются человеческим поведением и понимают его, также будут играть ключевые роли в умных городах. Некоторые модели поведения не поддаются изменению, но остальные можно менять. Понимание этих явлений является важным для того, чтобы научить город гибко реагировать на нужды людей.

— Верите ли вы в то, что люди на самом деле готовы объединиться, чтобы сделать жизнь каждого более комфортной и безопасной?

— Мы уже наблюдаем, пусть и в небольших масштабах, примеры того, как люди сотрудничают, чтобы сделать жизнь в городе более комфортной. Совместное пользование автомобилями — один из примеров экономии. Уже не обязательно иметь машину, ведь можно пользоваться ей вместе с многими другими людьми. Заказы размещаются онлайн, автомобили удобно распределены по городу, после использования их возвращают, а клиент платит за время использования. Многие городские правительства ввели программы совместного пользования велосипедами, некоторые из них даже финансируются частными компаниями в обмен на возможности для рекламы. Такая транспортная система одинаково пользуется спросом и среди жителей города, и среди туристов. Когда люди верят в то, что обмен информацией, услугами и продуктами выгоден и приятен для всех задействованных сторон, они будут в нем участвовать. Эта модель не будет работать для каждого типа городских служб, но для многих будет.

— Как концепция умных городов влияет на систему образования? Может быть, у нас появятся новые профессии, которых раньше не было?

— Я думаю, что, например, сфера архитектуры уже сводит воедино много навыков, необходимых для умных городов. Возможность понимать город с точки зрения существующих в нем сетей, сервисных служб, людей и пространств — это ключ для каждого, кто вовлечен в эту новую область. У архитекторов часто встречается такой комплексный тип профессиональной подготовки: это и аналитический подход к сложным явлениям, и одновременная способность генерировать разные варианты развития будущего, и прогнозирование их влияния на физическое пространство. Архитекторы — это эксперты широкого профиля, но благодаря своему умению видеть и понимать проблему с многих точек зрения они особенно хорошо подготовлены к работе в современных городах. Конечно, также важны и специалисты по большим данным, и по коммуникациям, и психологи, которые занимаются поведенческими вопросами.

— Что в этой теме больше всего интересует лично вас?

— В умных городах есть два таких аспекта. Первый — это понимание того, как функционирует город и чем мотивировано поведение жителей города, на каком-то новом уровне. Вся собранная информация позволяет нам получить более точную и полную картину того, как город функционирует и развивается. Второй аспект умных городов, который особенно меня интересует, связан с малыми или достаточно недорогими изменениями, которые могут улучшить качество жизни горожан — в первую очередь тех, кто наиболее уязвим с экономической точки зрения. Если умные города помогут нам двигаться к равенству и демократии, тогда я буду оптимистом вдвойне.

Рекомендованные учебные программы: Master in Design for Work и Master in Architectural Management & Design.

Школа архитектуры и дизайна IE делает акцент на коллаборации дизайна, инноваций и предпринимательства. Система обучения предполагает творческий подход к архитектуре, использование самых современных цифровых технологий и развитие лидеров этой постоянно меняющейся индустрии. Школа является частью большого университета, что способствует междисциплинарному образованию, особенно связи гуманитарных наук с бизнесом. Школа также сотрудничает с IE Business School.

Магистратура IE School of Architecture and Design — это инвестиция в будущее. Выпускники пользуются спросом у ведущих агентств, консалтинговых компаний и других организаций по всему миру, таких как Gensler, Aecom и Roger Stirk Harbour. Кроме того, учеба в школе — это знакомства с лучшими практикующими архитекторами, дизайнерами (среди преподавателей — восемь лауреатов Притцкеровской премии) и другими специалистами, связанными с индустрией, что открывает двери в ведущие мировые компании.